Профессия гувернера, воспетая классиками русской литературы и забытая в советские времена, переживает второе рождение. Чем это объясняется? Отличаются ли современные гувернеры от пушкинского «мусью»? Мы обратились за комментарием к заведующей кафедрой педагогики и психологии семьи Института детства РГПУ им. А.И. Герцена Ирине Хоменко.
В последние годы изменилось отношение родителей к образованию и воспитанию детей. Система, существующая сегодня, устарела. В наши дни много семей имеют единственного ребенка и хотят дать ему как можно больше с раннего детства. В Герценовском университете на нашей кафедре выпускают специалистов в области семейной педагогики – тьюторов. Это люди, которые призваны помочь родителям сориентироваться в культурно-образовательном пространстве. Не делать все самому – это позапрошлый век! – а выступить в роли навигатора, что на сегодня более важно. Специальности «тьютор» вгосударственном реестре профессий нет, мы выпускаем бакалавров или магистров педагогики, имеющих
в рамках своей специальности дополнительный профиль, например, «Педагогика и психология домашнего образования». Таких родителей современный педагогический ресурс не устраивает как потребителей. Система образования, конечно, меняется, но ее сложно перестроить в короткие сроки, проще обучить отдельного педагога. Таким образом,гувернеры востребованы именно потому, что представляют наиболее мобильную часть профессионального сообщества.Наши студенты, что называется, практико-ориентированы: мы учим их работать с образовательной средой – музеями, библиотеками, учим подбирать оптимальный спортивный профиль для ребенка, диагностировать психологические проблемы семьи. Есть даже практика работы в семьях (причем некоторые выпускники продолжают там работать и после защиты дипломов). Кроме того, у нас работают курсы длягувернеров «Домашний педагог». Слушателям, большинство из которых уже имеет опыт практической работы, а многие и педагогическое образование, читают психологию развития ребенка, знакомят со стратегиями образования и нормативной базой деятельности тьюторов, для них организуют тренинги развития конкретных умений.
Есть несколько уровней подготовки: начальный (базовый), продвинутый (предполагающий более глубокую подготовку в одной из выбранных областей – психологии, педагогике или в области информационной самопрезентации) и профессиональный (освоение конкретной методики). По окончании обучения, в зависимости от уровня, выдается сертификат, удостоверение или свидетельство государственного образца Герценовского университета. Мы занимаемся также подготовкой специалистов по конкретным заявкам. К нам нередко обращаются директора кадровых агентств или частных детских садов с просьбой обучить гувернеров или воспитателей. В таких случаях мы можем корректировать
программу обучения под требования заказчика.
Наталья ПЕТРОВА
газета "ПРОФЕССИЯ" № 53 (800)07.2007